Как война повлияла на полиграфический бизнес в украине
Я отчетливо понимаю, что сейчас мою жизнь разделили на «до» и «после». И,
если я знаю, что было До, то сказать что будет
После – пока что просто невозможно. Только спустя неделю после того, как мы
выехали из пылающего Харькова, я поняла в
какой гонке наши люди постоянно пребывали. Мне было сложно достать любые
воспоминания из своей памяти просто потому, что
несколько недель войны слились в один бесконечный страшный день. Я понимаю,
поддайся чувствам и все, - ты раздавлен, а
значит, дальше пути нет. И нужно выбрать: твои чувства или жизнь. Сейчас
невозможно жаловаться, остановиться, плакать,
опустить руки, показать слабость. Остается только бороться всеми возможными
силами и верить. Верить в то, что война
прекратится, что мы продолжим свою обычную свободную счастливую жизнь, что
наше предприятие продолжит свое красивое
развитие.
Конец 2021 года ознаменовался для моей компании двумя значительными событиями. Первое из них: нашей семейной компании Славена исполнилось 23 года со дня ее основания. Славена – это крупное полиграфическое предприятие Украины, которое производит картонную упаковку для фармацевтических, косметических и пищевых заводов. Второе важное событие: мы смогли получить квоты на поставки картона из Европы для обеспечения упаковкой своих заказчиков в полном объеме. И, учитывая тот факт, что с 2021 года полиграфические предприятия Украины переживали кризис наличия картона на территории страны, для нас это было действительно победой. Также, учитывая тот факт, что уже 23 года мы стабильно обеспечивали крупные фармацевтические заводы упаковкой, инструкциями и вкладышами, а теперь еще и получили сертификат ISO 22000, который открыл нам возможность работать с крупнейшими пищевыми компаниями Европы, вопрос получения картона в больших объемах был для нас не только крайне важным, но и решающим в плане развития и существования компании в целом. Более того, одной из важнейших задач, которую мы поставили перед собой, - был выход на европейский рынок картонной упаковки. Поэтому в 2022 год мы вошли полными надежд и сил на покорение новых вершин. Он точно открывал нам новые возможности для роста и развития.
Еще до того, как начался кризис с поставками картона в Украину, мы задумались о расширении и обновлении своих производственных мощностей. Поэтому мы получали кредиты, подбирали, закупали и инсталлировали новое оборудование. В начале 2022 года наши сотрудники проводили тестовые работы на новом оборудовании, а вся команда готовилась к большому и торжественному открытию совершенно новой производственной площадки. Нужно сказать, что некоторые наши заказчики уже получили приглашение на открытие и нами обсуждался вопрос о количестве человек от компании-заказчика, которое хотело бы принять участие в нашем мероприятии.
Мы закладывали в открытие новой площадки массу рисков. Например, недостаточное количество заказчиков для тех мощностей, которые были уже готовы к запуску, недостаточное количество или квалификация сотрудников предприятия, недостаточное количество картона для производства упаковки и так далее. Мы много знали про мир VUCU, но никто из нас и подумать не мог о том, что в современном мире нужно закладывать и такой вид риска, как начало полномасштабной войны в стране. В нее никто не верил. И здесь хочется отметить, что уже сегодня многие предприятия задумываются о том, что при восстановлении своих зданий обязательно нужно будет построить бомбоубежище вблизи или внутри предприятия. Не это ли доказательство того, как меняется видение, ценности, сама жизнь людей и течение бизнеса в нашей стране вследствие страшной войны?
Я забыла сказать, что обе площадки нашей типографии, также как и офис предприятия Славена расположены в городе Харьков. В городе, которому, не смотря на ежедневные обстрелы, взрывы, смерти и разрушения, еще хватает сил дышать и верить в восстановление.
24 февраля 2022 года я, как и каждый житель городов Харьков и Киев проснулась около 5 утра от звуков мощнейших танковых залпов в сторону нашего мирно спящего города. Сейчас, пережив три недели войны в подвале и уже легко различая звуки стрельбы, градов, ракет, самолетов, - самыми страшными являются воспоминания именно той первой серии залпов и еще непонятной серой дымки в небе, которые они оставляли после себя. И я точно знаю, что на самом деле этот день является нашим общим всегдашним вчера. Тем вчера, которое навсегда изменило жизнь украинцев.
В тот день я, как и многие другие украинцы, думала, что этот ужас продлится всего один-два дня, а дальше продолжится наша обычная мирная жизнь. Поэтому в то утро я получила сообщение от школы, в которой училась моя дочь о том, что сегодня школа будет работать, а дальше нам будут сообщать все по мере развития событий. Некоторые сотрудники нашей компании вышли на работу из-за нежелания верить в страшные звуки в небе, но мы все-таки попросили их вернуться к себе домой и поберечь себя. В тот же день мой отец и я лично обзвонили всех своих заказчиков, чтобы удостовериться в их относительном благополучии. Директора и менеджеры ответили, что на несколько дней работа предприятий прекращена, а все заявки на производство упаковки должны быть временно приостановлены. Это важное слово - временно. Никто не верил, что завтра и на следующей неделе и даже через месяц мы тоже не выйдем на работу. И только начиная с четвертого дня войны, наша электронная почта начала свой активный прием писем, в которых значилась информация о прекращении работы наших заводов-партнеров в Украине до окончания военных действий.
Так, с первых дней войны в Украине большинство предприятий страны приостановили свою работу, так как нападение ожидалось на любой город и в любой момент. Позже стало ясно, что оккупант выбрал несколько точек, которые по какой-то причине решил полностью уничтожить. Это Харьков, Мариуполь, Киев, Ирпень, Буча, Чернигов. Вот те города, где гибнет самое большое количество взрослых и детей, а от самих городов уже практически ничего не осталось.
Находясь в Харькове и укрываясь от обстрелов, моя семья проводила каждый свой день и каждую ночь в подвале. Выбираясь ненадолго из укрытия, мы включали телефоны для того, чтобы узнать живы ли наши друзья и коллеги, какая именно часть города пострадала на данный момент и нет ли информации о том, что войну остановили. И однажды к нам пришла жуткая новость: ремонтная база военной техники, которая находилась в нескольких метрах от нашего нового предприятия – полностью разрушена российскими ракетами. Было страшно даже допустить мысль о том, в каком состоянии находилась наша новая площадка. Казалось, время остановилось, но в тот день нам очень повезло. Немного пострадала внешняя часть здания, снесло внешние трубы, но печатные, высечные, фальцесклеивающие и все остальные машины остались не поврежденными.
Как я уже ранее говорила, сильные разрушения и обстрелы сегодня продолжают ощущать на себе в основном несколько городов. Среди них находится и мой город Харьков, где разрушена большая часть инфраструктуры и жилых районов города. У нас, предпринимателей, нет никакой возможности налаживать производство. Выход на работу сегодня является огромным риском для нашей жизни и жизни каждого нашего сотрудника. И здесь хочется привести в пример историю нашего заказчика, крупной фармацевтической компании из Харькова. В один из дней войны по заводу провели обстрелы, вследствие которых были уничтожены животные. А также выпустили ракету, которая не взорвалась, но осталась на территории самого завода, что теперь блокирует какую-либо возможность передвижения людей на фармацевтическом предприятии на неопределенное количество времени. Поэтому у каждого предприятия в Харькове и других городах, которые подверглись нападению есть своя история, почему работать сейчас хочется, но нельзя. Сейчас мы понимаем, что российские войска уничтожают все, что делает наш народ народом, людей – великими людьми, культуру – высокой культурой, а бизнес – сильным бизнесом, который выводит страну на международный уровень.
К счастью, не во всех регионах страны наблюдается такая же ситуация, как, например, в Киеве, Мариуполе и Харькове. Поэтому все более активно предприятия тех городов и регионов, которых военные действия российской армии коснулись в наименьшей степени, начали возобновлять свою работу. Поэтому на западной Украине многие полиграфические предприятия продолжают вести свою работу в безопасном режиме, хоть и объемы производства несколько уменьшились в связи с приостановкой работы многих предприятий заказчиков. Так, одна из компаний, которая всегда считалась нашим конкурентом – предложила разместить на своем партию картона, которая успела заехать на территорию Украины до начала войны, но не успела добраться до нашего города Харьков.
За месяц героического сопротивления Украинского государства вторжению России и ее желанию уничтожить украинский народ, наша страна смогла показать свою силу и единство в стремлении жить свободно, независимо и ради собственных мечт, а не чужих фантазий. Я искренне верю в скорую победу нашей страны над российскими окупантами. Конечно, нам понадобится много сил для восстановления инфраструктуры наших городов. Мы просили помощи и поддержки нашей страны в войне, знаю, что нам понадобится и помощь Европы в восстановлении. И со своей стороны Украина уже показала свою силу и свои стандарты Европе. Точно также и наше предприятие готово показать свои знания, умения, стандарты, силы и возможности в полиграфии Европе. Точно знаю, что наша компания будет нуждаться в новых заказчиках из Европы и особенно из Германии, потому что мы работали с немецкими заказчиками, знаем требования Германии к печати и срокам поставки и поэтому именно с этой страной у меня, как у руководителя компании Славена, связано больше всего надежд.
Украина была прекрасной страной, но теперь она станет еще и великой, потому что такой у нас народ. Великий народ. Великая Украина. А значит и восстановление, а за ним и будущее станут тоже великими!
Гранкина Валерия, типография Славена